МБДОУ Детский сад №45 «Жемчужинка«, группа «Сказка», город Гуково
Проект «Маленькая страна под названием – Семья!»"Маленькая страна под названием – Семья!" Автор: Прищепа И.В. Тип проекта: ценностно-ориентированный, познавательный. Участники проекта: дети старшей логопедической группы, воспитатель, родители. Сроки реализации: март-апрель2021г. Проблема: ограниченность знаний детей о своей семье, о своём роде, о существующих семейных традициях. Цель: формировать у детей чувство семейной принадлежности и уважительное отношение к своей семье; создание генеалогического древа семьи. Задачи: Образовательные: расширять знания детей о родственных отношениях, о профессиях, о семейных ценностях и о праве ребёнка иметь семью. формировать элементарные представления о том, что такое род и родословие. организовать сотрудничество и взаимодействие детского сада с родителями в ходе работы над данной темой проекта.Развивающие: создать условия для всестороннего развития детей старшего дошкольного возраста, активно включать детей в познавательную, творческую, поисковую деятельность. развивать связную речь детей и обогащать словарный запас, расширять кругозор детей.Воспитательные: воспитывать у детей нравственные чувства: отзывчивость, сочувствие, гуманность, любовь и уважение к семье и её членам. прививать чувство привязанности к дому и семье, помочь детям понять значимость семьи для человека и общества.Ожидаемые результаты: Повышение у детей уровня знаний и представлений о своей семье, о её традициях, о родственных отношениях и взаимосвязях, о семейных интересах. Усвоение детьми понятий: «предки», «родословная», «родственники», «генеалогическое древо». Совместная деятельность благоприятно скажется на детско-родительских отношениях. Развитие сотрудничества и взаимодействия семьи и детского сада. Умение детей заботиться о членах своей семьи, совершать добрые поступки. У детей формируются познавательные способности, они пробуют делать выводы и умозаключения.Совместная деятельность педага и родителей с детьми приведет к сближению в достижении общей цели: воспитание гармонически развитой личности. Актуальность Часто слышны высказывания на дефицит у россиян национального самосознания, на отсутствие единства нации. Но ведь нация начинается в семье. А семья - это не только «папа, мама, я» (зачастую эта цепочка бывает еще короче), это целый род. Знать свой род, семью, их историю, корни, чувствовать себя не одиноким колоском в поле, а членом своей семьи, частичкой родных людей, создающих историю и судьбу своей страны. Это важное условие самосознания и показатель культуры отдельного человека и всех людей. В тоже время в семье, где все знают друг друга и воспитываются в духе взаимопонимания и взаимопомощи, ребёнок становится ответственен за свое поведение, за свою жизнь. Семья выполняет воспитательную функцию. В семье познает ребёнок, что такое добро, зло, дружба, верность. В семье он знакомится с трудовыми навыками, учится уважать труд родителей. Для ребёнка семья-это то, где начинается развитие его социальной природы, где он принимает первые решения относительно себя, переживает всю гамму чувств и взаимоотношений. Для ребенка дошкольника существует только ближайшее окружение, которое и определяет его поведение и самооценку себя, как личности. В старшем дошкольном возрасте педагоги начинают формировать социальные роли: я - член семьи, я - член коллектива, я - житель этого города, я - гражданин России, и только после этого, я - житель планеты Земля. Даже в самой «плохой» или «трудной» семье у ребёнка формируется эмоционально-насыщенный образ родного дома. Дети должны учиться не столько брать, а самое главное - отдавать: проявлять заботу о близких, не огорчать плохими поступками, быть уважительными друг к другу. Хочется, чтобы дети росли в атмосфере любви. На современном этапе развития общества потеря семейных ценностей стала одной из основных причин демографических проблем. Помогут не только экономические меры. Важно вернуть авторитет и привлекательность семьи в обществе. Детский сад и семья должны объединять усилия. Дошкольное образовательное учреждение и родители должны работать в интересах ребёнка, разделяя ответственность за воспитание и развитие. В статье 44 Закона об образовании говорится: Родители несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. А образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей. Существует множество проблем современной семьи: большинство семей озабочены решением проблем экономического, физического выживания; родители самоустраняются от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка; ограниченность общения взрослого и ребёнка; недостаточность эмоционального компонента общения.Необходимо ликвидировать эти проблемы в целенаправленной работе и формировать у родителей педагогическую компетентность. Общаясь с детьми, выясняется, что дети не знают своих родных, имен своих бабушек и дедушек, их профессий, интересов семьи. Поэтому тема для меня стала актуальной. Изучение истории семьи является одной из значимых и возникает потребность в её изучении. Без активного участия родителей, работа воспитателей не принесет нужных результатов. Содержание проекта Организационный этап - Определение темы проекта, изучение литературы, постановка цели и задач проекта, ознакомление с темой проекта детей и родителей. - Составление плана основного этапа проекта. 1. Подготовительный этап - Подготовка наглядного дидактического, демонстрационного материала по данной теме. - Опрос детей и обсуждение проблемных вопросов (Кто такая прабабушка? Почему моя мама называет дедушку папой? Кто кем приходится? Что такое мой род? А у животных тоже есть родители?) - Сбор, анализ и обобщение информации о понятии «семья». - Подборка игр, атрибутов для игровой деятельности. - Подготовка методической, научной и художественной литературы в книжных вариантах и в сети интернет. - Подбор материала и инструментов для изобразительной и продуктивной деятельности. - Совместно с родителями обсуждение возможностей реализации проекта, определение его содержания, составление плана мероприятий, предполагаемых результатов. 2. Основной этап. Практический Игровая деятельность. Игры с конструктором: «Двухэтажный дом для семьи». Д/игры: «Составь свою семью», «Кто моложе, кто старше», «Кто сказал комплимент?», «Угадай, кто это?», «Подбери слова-действия», «Кто кем, кому приходится». Сюжетно-ролевые игры: «Семья. День рождения», «Дочки-матери», «Едем в гости». Познавательное развитие. Непосредственно-образовательная деятельность: «НОД «Моя семья». НОД «Род и родословие». Рассказ детей по картине: «Когда взрослых нет дома». Беседы: «Какие обязанности ты выполняешь дома?», «Имена моих родных», «Что значит любить родителей?», «Что такое генеалогическое древо?», «Моя семья». Речевое развитие. Составление рассказа по сюжетной картине: «Семья». Составление рассказов на темы: «Идем гулять в парк», «Мои бабушки и дедушки», «Я вырасту и стану….». - Знакомство с пословицами и поговорками о семье, обсуждение смысла пословиц. - Игры-задания с обсуждением ситуаций («Как мама и бабушка заботятся о нас»). Чтение художественной литературы. Е.А. Благинина «Вот какая мама», «Наш дедушка», «Научу обуваться и братца», «Аленушка». С.В. Михалков « Недотёпа». Я.Л. Аким «Мужчина в доме», «Мой брат Миша». «Семья», «Воскресенье», «Папу с мамой берегу». Татьяна Агибалова: «В семейном кругу», «Что может быть дороже семьи?» Продуктивная деятельность.Аппликация: «Цветок для мамы». Рисование: «Моя семья», «Дом в котором мы живем». Лепка: «Кружка для папы». Физическое развитие Использование физкультминуток: «Семья», «Мама и дочь», «Человек». Пальчиковые игры: «Помощники», «Репка», «Моя семья». Подвижные игры: «Как живёте?», «Найди свой домик».Социально-коммуникативное развитие Рассматривание картин художников.З.Серебрякова «За обедом», Б.Кустодиев «Утро». Работа с родителями - Консультации для родителей. Подбор литературы по воспитанию детей. - Сотворчество родителей и детей в оформлении выставок, составлении рассказов о семье, в создании Генеалогического древа семьи.
3 этап. Заключительный - Отчет о реализации проекта. - Сбор всей информации и материалов по проекту. - Анализ выполнения поставленных целей и задач. Список литературы 1. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / под ред. Е.Н.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 336 с. 2. С.И.Семенака «Учим детей сочувствовать и сопереживать: Конспекты и материалы к занятиям с детьми 5-8 лет. - М.:АРКТИ, 2010. 3. «Знакомим дошкольников с Конвенцией о правах ребенка: Практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. Е.В.Соловьева, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода, Н.М. Степина. - 4-изд., испр. И доп. - М.: АРКТИ, 2005. 4. Нравственное воспитание дошкольника / Под ред. В.Г.Нечаевой.- М., Педагогика, 2006г. 5. Взаимодействие семьи и ДОУ: программы развития детско-родительских отношений; совместная деятельность педагогов, родителей и детей/ авт-сост. Н.А.Кочетова, И.А.Жёлтикова, М.А.Тверетина. – Волгоград: Учитель, 2014. 6. Ривина Е.К.Знакомим дошкольников с семьей и родословной/ Е.К.Ривина. - М.: Мозаика-Синтез, 2008. Формы и методы работы с детьми Чтение рассказа Рассказ детей «В семейном кругу» «Когда взрослых нет дома»
Составление рассказа «Моя семья» Беседа « Имена моих родных»
НОД «Род и родословие» Конструирование «Дом для семьи» С/р игры: «Семья», «Едем в гости»
Аппликация «Цветок для мамы» Лепка «Кружка для папы»
Рисование: «Дом, в котором я живу», «Моя семья» Д/игры: «Составь свою семью», «Угадай, кто это?»
Физминутка «Дружно маме помогаем» П/игра «Найди свой домик»
Пальчиковая игра «Дружная семья» Работа с родителями Выставка рисунков «Моя семья» Составление генеалогического древа «Моя родословная» Вывод: в результате работы над проектом дети расширили представление о своей семье, о нравственном отношении к семейным традициям. Сформировали представление о мире семьи, как о людях, живущих вместе и любящих друг друга. Познакомились с понятиями «род», «родственники», «родословная», «генеалогическое древо». Дети приобрели умения анализировать и презентовать свои работы. Дата: 30.10.2021г. Подпись: Прищепа И.В. 30 октября 2021 в 13:45
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.